Царицыно. История

Музей-заповедник Царицыно — одно из самых красивых мест в Москве. Огромный парк с вековыми дубами и стройными кленами и Большой Дворец на холме, выглядывающий из лесной чащи, словно замок сказочной принцессы.

Солнечные лужайки с яркими мазками клумб и кованные мостики-переходы, отражающиеся в тихой глади Борисовских прудов. Разбросанные по пруду островки и кокетливо выглядывающие из леса павильоны.

Тихо, спокойно, уточки плавают, белочки бегают, посетители неспешно прогуливаются… И все это под классическую музыку и шелест фонтанов.
Можно просто часами любоваться видами на озеро или  гулять по тенистым лесным дорожкам, угощая орехами почти ручных белок.

Но все это великолепие не было бы построено, если бы не каприз императрицы. Потому монограмма Екатерины II красуется на каждом элементе парка: на решетках ограды, на барельефах и фасадах. А дело было так.

Каприз

Резиденцией Романовых в Москве со времен царя Алексея Михайловича было Коломенское, куда и прибыла из Петербурга правительница в мае 1775 года. И прогуливаясь по окрестностям, была очарована близлежащим селом Черная Грязь.

Когда-то это была вотчина другой царской семьи — Годуновых (потому пруды и Борисовские, что их каскад был обустроен при царе Борисе). Так что, неудивительно, что владения князя Сергея Кантемира (которому Черная Грязь перешла по наследству) так приглянулись царственной особе.

Сторговались быстро, в конце мая имение перешло к императрице и было переименовано в Царицыно. А к лету уже был готов деревянный «дворец» на 6 комнат, куда и переехала императрица со своим тайным супругом — графом Григорием Потемкиным, чьими усилиями обустраивалось любовное гнездышко.

Прожив здесь до осени, императрица решила, что дворец нужен основательный и доверила стройку талантливому архитектору Василию Баженову, наказав «чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный».

К 1776 году, основательно поползав по местности и произведя все необходимые измерения, а потом бережно вписав постройки в ландшафт, зодчий представил проект, который Екатерина одобрила и выделила под него ассигнования. Началась стройка.

Денег нет, но вы держитесь

Однако, уже к 1784 году Баженов пачками слал отчаянные послания:

Я со всеми моими собранными силами и ревностию, чтобы угодить монархине нашей рвался, мучился и построил весьма много, в обоих порученных мне местах [то есть в Царицыне и Булатникове]. Но что же теперь со мною делается: получено только денег сначала в марте пятьдесят тысяч, коими кое-как удовольствованы были поставщики и подрядчики. Взойдите, милостивый государь: возможно ль столь огромное здание строить столь малыми деньгами. <…> Штукатуры с триста человек <…> ряжены по контракту за 8450 рублей, а выдано им только 2450 рублей, но когда они получат шесть тысяч рублей, ещё неизвестно. Сим бедным надо идти по домам своим — что они принесут жёнам и детям! <…> Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принуждён занять на себя ещё пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем ещё приступают, просят и мучить будут поставщики, да и всё не отступают и не дают нигде мне прохода. <…> моего терпения более нету: я принуждён буду бежать из Москвы к вам; оставлю жену, детей в болезни, из коих сына одного уже и похоронил на сих днях.

Опала

Пока архитектор влезал в долги, чтобы заплатить рабочим, в империи тихо зрел бунт.
Тогдашняя оппозиция (российские масоны), желала привлечение в свои ряды сына Екатерины II и Петра III. При деле оказался и Василий Баженов — зодчий был избран «братьями» в качестве курьера-посредника между московскими масонами и цесаревичем. К слову, Царицыно нередко именуют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.

Политическая активность зодчего императрице, мягко скажем, не понравилась.
Так или иначе, единственный визит Екатерины в Царицыно в 1785 году окончился для Баженова опалой. Императрица негодовала и после беглого осмотра заявила, что деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца.
Тайный советник императрицы, Иван Иванович Козлов рассказывал:

Государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлёвской экспедиции М.М. Измайлову сломать [дворец] до основания. Баженов останавливает её: «Государыня! Я достоин Вашего гнева, не имел счастья угодить Вам, но жена моя ничего не строила.» Императрица, оборотясь, допустила всё семейство к руке и, не сказав ни слова, уехала.

Перестройку поручили ученику Баженова — Матвею Казакову.

Минус один

Императрица трехэтажное здание нового дворца по проекту Казакова одобрила, но денег не дала. Финансировать стройку взялся князь Потемкин, который питал к Царицыну нежные чувства, однако, после его трагической смерти строительство снова замерло.

Но к 1794 году Большой Кавалерский корпус — баженовский дворец, занимавший центральное место в комплексе из трёх дворцов, разобрали. А из кирпичей сложили новый, по проекту Казакова, но толи по соображениям экономии, толи еще по какой еще причине, Екатерина повелела построить его не трех, а двухэтажным.

Однако, пожить в новом дворце таки и не успела, потому что к моменту кончины императрицы в 1796 году Казаков успел только поднять стены и сделать временную крышу .

Остатки фундамента разобранного баженовского дворца

Из рук в руки

Новоиспеченный император Павел I, посетив резиденцию, повелел «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Император Александр I, получив в наследство уже порядком запущенный парк и дворцовый комплекс, открыл его «для гуляний». Под руководством Ивана Еготова (ученика Баженова и Казакова) завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики; на царицынских прудах были оформлены искусственные острова. С этих пор Царицыно стало местом романтических свиданий, пикников, конных и пеших прогулок.

Никто из последующих наследников престола особого интереса к дворцу не проявил, поэтому медленно, но верно екатерининский «каприз» разрушался. В 1860 году, после ревизии, убыточное имение было передано в удельное ведомство, т.е. перешло из собственности царской семьи в фонд гос имущества.

Землю быстро поделили на наделы и раздали под дачи. Весь цвет русской культуры проводил здесь лето. Хотели продать под разбор и сам дворец, но покупателя не нашлось.

Советские власти включили Царицыно в состав поселка Ленино, а в кавалерийском корпусе обосновались сначала Советы,  чуть позже — исполком Ленинского района. Сам дворцово-парковый ансамбль немного подремонтировали и сделали музеем. В хлебном доме разместились коммуналки.

Хотели было в 1936 году приспособить комплекс под дом отдыха, да война помешала планам.

В 50-х опять подлатали павильоны и мостики. В 80-х хотели отреставрировать дворец и разместить там «Высшую школу живописи, ваяния и зодчества» Ильи Глазунова…

Как реставрировать недострой?

И только в 2005 за парк наконец-то взялись по-настоящему. Много было споров как реставрировать то, что никогда не было достроено, и в каком виде достраивать, и как достраивать по первоначальному плану Казакова в три этажа или по измененному по велению Екатерины — в два.

Каким-то чудом договорились, ссылаясь на мнение жителей и одобрение мэра Москвы Юрия Лужкова. И 2 сентября 2007 ко Дню города Музей-заповедник «Царицыно» распахнул свои кованные ворота с монограммами Екатерины для первых посетителей.

Адрес: Замоскворецкая линия метро (зеленая), станция «Царицыно»

Сайт: https://tsaritsyno-museum.ru/

Post a Comment

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit sed.