Успенский собор

Успенский собор во Владимире построен в 1158-1160 году при князе Андрее Боголюбском. Только представьте — всего за два года!

Просто информация: Храм Христа Спасителя в Москве при современных технологиях строили пять лет. Используя кран башни, немецкие стройматериалы и все доступные сегодня бензопилы, отбойные молотки и перфораторы. Да, он в три раза больше больше, но и технологии за тысячу лет изменились.

Справедливости ради стоит отметить, что сначала была построена центральная часть, а чуть меньше через через полвека младший брат — Андрея Всеволод Большое гнездо — отремонтировал храм после пожара, пристроил к нему боковые галереи и увеличил алтарную часть.

В летописях найдено упоминание о строителях, прибывших из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». За образец был взят Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

За десять веков Успенский собор неоднократно ремонтировали, достраивали и перекрашивали, потому как каждый новый князь (а потом царь) по-своему видел, как должен выглядеть главный православный храм Руси.

В XV веке в одной из таких переделок поучаствовали Андрей Рублев и Даниил Черный. Общий замысел росписей, новое видение Страшного суда, ритмы архитектуры и живописи, уникальная композиция – все это замысел самого Рублева.

Увы, работы Рублева не были оценены потомками и при Екатерине II храм был опять переделан: фрески замазаны, а рублевский алтарь перестроен в любимом стиле императрицы — барокко (с завитушечками).

Однако, и Екатерининские переделки потом несколько раз закрашивали-перекрашивали. Попутно меняли и внешний облик: то расширяли окна, то сужали, переделывали кровлю и форму куполов, то достраивали контрфорсы (наружные вертикальные выступы для «подпорки» стен), то сносили.

Только в 1882 году, при Александре III были проведены масштабные работы по возвращению Успенскому собору исторического облика, открыты и восстановлены фрески Андрея Рублева.

С почтением к древности отнеслись и коммунисты: историки поднимали летописи, изучали описания и чертежи, бережно восстанавливали бесценную роспись.

Сегодня Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы считается выдающимся памятником белокаменного зодчества домонгольской Руси, внесенный в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В часовню можно попасть с 7 утра. Бесплатно.

Основная, «экскурсионная» часть работает с 10 до 18 часов.

Билет стоит 200 рублей, продается в киоске справа от входа.

И на «десерт» маленькая загадка загадка. В одной из арок собора обратила внимание на две фигуры. Высокие, голые, бородатые… Очень странного телосложения.

При рисовании человеческой фигуры используются определенные пропорции: голова — один модуль, остальное тело — 7 модулей. Это если рисуем человека среднего роста, примерно 180 см в высоту.

Я минут пять прикидывала сколько раз голову святого можно уместить в его рост. В итоге для точности измерений уже дома накинула на фото шкалу. И задалась вопросом: кто автор данной фрески? Буквально на соседней стене фрески Андрея Рублева с идеальным соотношением пропорций человеческой фигуры. Эти фигуры писал сам великий иконописец? Но тогда кого он изобразил? В то, что свод арки расписывал ученик-неумеха мне тоже не верится.

К слову, в Интернете я не нашла каких-либо объяснений по поводу этих фигур, ничего не дал и поиск по картинке.

Что ж, думаю это — повод приехать во Владимир еще раз и попытать местных экскурсоводов.

Post a Comment

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit sed.