Святой из Старобачат
священномученник иерей Анатолий Левицкий
Удержать страну под управлением коммунистов после смерти Ленина было задачей непростой. Решить ее предстояло товарищу Сталину, который стал новым вождем мирового пролетариата.
Будучи по натуре человеком подозрительным, он за несколько лет создал уникальный по своей жестокости репрессивный аппарат. Недовольных властью либо изолировали в лагерях, либо уничтожали. «Чистки» не обошли стороной и ближайшее окружение самого Сталина. Например, арестовали и отправили в лагерь сыновей Микояна и жену Калинина. Так он держал в страхе своих подчиненных и делал их более сговорчивыми.
Количество жертв НКВД исчисляется миллионами, еще столько же советских людей стали доносчиками. Действовало железное правило: или ты, или тебя. И если большинство из попавших под колеса карательной машины скорее случайные жертвы (сосед донес, что нанимали работника или громко ругал председателя на собрании), то священнослужителей преследовали целенаправленно. Советское государство объявило себя атеистическим, а священнослужителей – мошенниками, паразитирующими «на здоровом теле народа».
Музей при церкви
Однажды в редакцию газеты, где я раньше работала, пришел послушник Вознесенского храма Сергей Даньшин с просьбой рассказать о судьбе корреспондента «Знамя коммунизма» Варвары Петровой. Показал несколько десятков копий страниц «Знамени коммунизма» с публикациями журналиста: она в 60-70 годы вела в газете антирелигиозную рубрику и писала статьи, изобличающие религию. Мол, жива ли? Как сложилась ее судьба? Варвара Николаевна уехала из нашего города очень давно, и как сложилась ее судьба, никто толком не знал. Тогда Сергей попросил узнать, была ли она крещенной. Сказал, что если была в младенчестве крещена, но потом утратила веру, то они будут молиться за ее душу. Ведь по христианским законам она взяла на себя тяжкий грех – отворачивала людей от Бога.
Сергей упомянул еще, что собирают сведения для музея при церкви о невинно убиенных священниках, которые проповедовали и несли слово Божье на кузбасской земле. Собирая рассказы и фотографии у детей и внуков, запрашивая информацию в архивах, обращаясь в комиссию по канонизации кузбасских святых, он нашел информацию и о беловских священниках. Один из них — иерей Анатолий Афанасьевич ЛЕВИЦКИЙ.
Лишенец
Родился Анатолий Левицкий в 1894 году в селе Воткинский Завод Вятской губернии в семье священника. Окончил Вятскую духовную семинарию. До революции Анатолий Левицкий успел четыре года проработать учителем латинского языка. Кроме того, знал он и французский. После революции выпускник год прослужил в Красной армии. Но потом перешел на сторону Белой, был писарем в штабе Воткинской дивизии. С 1922 года стал служить священником. Где именно, к сожалению, установить не удалось. И как попал служить в село Бачаты Беловского района – тоже не известно. В документах лишь указано: «эвакуировался с Урала в Сибирь при отступлении Колчака».
В поле зрения ОГПУ отец Анатолий попал в 1928 году – «за распространение провокационных слухов». А 26 января 1933 года он был арестован у себя дома, в селе Бачаты. «По обоюдной договоренности с целью развала колхозов, систематически вели контрреволюционную агитацию, провоцируя войну, гибель советской власти и развал колхозов, чем создавали среди населения повстанческие настроения, подготавливая этим свержение советской власти путем вооруженного восстания», — написано аккуратным почерком в Постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения.
Есть и протокол допроса от 31 января в Беловском райотделе ОГПУ, где в анкетных данных указано: «Одинокий. Имущества не имеет. Как служитель религиозного культа лишен права голоса с 1922 года». В анкете арестованного рукой самого Отца Анатолия в графе «Социальное положение» в момент ареста указано: «Лишенец». Так называли граждан страны, лишенных избирательных прав согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов. Иначе говоря, всех несогласных с политикой партии лишили права голоса на уровне главного Закона страны. Лишали голоса тех, кто прибегал к наемному труду с целью извлечения прибыли; живущих на доходы с капитала, имущества или предприятий; частных торговцев; монахов и служителей церквей.
По этапу
Следующий допрос «члена контрреволюционной монархической повстанческой организации духовенства и церковников» вели уже в Новосибирске в мае 1933 года. В обвинительном заключении сказано:
«В Беловском районе было установлено, что священники семи имеющихся в районе церквей (сергиевской ориентации), будучи объединены под руководством благочинного священника Левицкого Анатолия и имея между собой тесную связь путем систематического посещения друг друга, по предварительному сговору создали контрреволюционную организацию каждый в своей резиденции, направленную против коллективизации и др. мероприятий советской власти. Контрреволюционная организация имела в конечном итоге своей целью вооруженное восстание для свержения советской власти и реставрации старого монархического строя в России при помощи интервенции. Контрреволюционная деятельность организации следствием вполне подтвердилась признанием самих обвиняемых и показаниями свидетелей».
Припомнили батюшке и «провокационные слухи» в 1928 году, и службу у Колчака в 1919. Кроме признательных показаний самого Анатолия Левицкого, в деле нет ни свидетельских показаний, ни вещдоков. Хотя организация якобы готовилась к вооруженному выступлению.
Приговор
Эти «доказательства» и передали на рассмотрение особой тройки при ПП ОГПУ ЗСК. Тройка вынесла приговор 26 мая 1933 года: «Заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Дело сдать в архив». Приговор мягкий — уже через четыре года, в 1937 году, и за меньшие преступления будут приговаривать к высшей мере наказания. Но тогда репрессивная машина только набирала обороты.
В лагере
Наказание священник отбывал в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД Западно-Сибирского края. Однако исправить убеждения священника принудительным трудом не удалось. И вот очередной донос: «Открыто высказывал среди лагерников о своем недоверии к советской власти и призывал к этому других лагерников, говоря «от этой власти ждать хорошего нечего и верить ей нельзя». Также всеслышащие лагерные уши уличили Анатолия Левицкого в высказывания антисоветских взглядов на «сборищах, проводимых контреволюционной группой в виде библейских учений». Однако обвинили Отца Анатолия все-таки в том, что «проводил среди заключенных христианскую агитацию, направленную на дискредитацию советской власти». Шел сентябрь 1937 года.
Допросы
На первом допросе батюшка признал, что знаком с другими священнослужителями, отбывающими наказание. При таком количестве глаз и ушей вокруг отрицать это было глупо. Не отрицал он, что беседовали они о своей прошлой церковной деятельности, не касаясь политических вопросов. Не отрицал, и что проводили религиозные обряды. Однако следствию этого было мало, вот выдержка из первого допроса:
Вопрос: Вы не говорите всей правды, скрываете, что на этих сборах велись контрреволюционные разговоры. Следствие требует говорить правду.
Ответ: Я заявляю, что на этих сборищах производилось только исполнение религиозных обрядов. На политические темы мы никаких разговоров не вели, и контрреволюционных разговоров там не было.
На следующем допросе следствие заручилось показаниями свидетелей (фамилии свидетелей и следователей в протоколах затерты). Но Отец Анатолий стоял на своем: «Показания (…) категорически отрицаю… не говорил… не участвовал… Я дал правдивые показания. Показания свидетеля (…) отрицаю, так как это ложь. Показания свидетеля (…) отрицаю, я этого не говорил. Больше по делу показать ничего не могу».
Заговор
В результате «упорной работы» следствие установило: «В Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД отбывал наказание бывший архиепископ Крошечкин, который сгруппировал вокруг себя заключенных, осужденных за контрреволюционную деятельность, главным образом из бывших служителей культа. В состав группы входили: Крошечкин Петр Кузьмич (1879) — бывший архиепископ, окончил Московскую духовную семинарию, с 1910 года жил в монастыре, имеет две судимости – в 1922 году (2 года) и в 1936 году (10 лет). Ершов Аркадий Павлович (1878) — бывший епископ, сын священника, окончил духовную семинарию, служил священником, имеет две судимости – в 1931 году (ссылка на 3 года) и в 1936 году (5 лет). Левицкий Анатолий Афанасьевич — бывший благочинный. Анников Куприян Григорьевич (1875) — псаломщик, бывший кулак, с. Зеленое Тамбовской области, раскулачен в 1929 году. В 1932 году осужден на 10 лет. Чернилевский Никанор Никанорович (1880) — сын ремесленника, с 1902 года священник, осужден в 1936 году (на 4 года). Все пятеро были ранее судимы по 58 статье УК.
Решение Тройки
28 октября Тройкой УНКВД НСО вынесен приговор: Левицкого Анатолия Афанасьевича РАССТРЕЛЯТЬ. Всего через 5 дней, 3 ноября 1937 года постановление Тройки приведено в исполнение. Срок заключения Отца Анатолия истекал 26 января 1938 года.
Казнить нельзя помиловать
Сейчас любой человек, обвиняемый в преступлении, имеет право на защитника (адвоката), для приговора требуются неоспоримые доказательства, осужденному дается 10 дней на обжалование приговора и время для обращения в суды высших инстанций.
В Сибири с 1925 по 1938 решения по политическим делам принимали Тройки ОГПУ, а с 1937 — Тройки НКВД. Тройки были созданы для внесудебного рассмотрения дел и вынесения приговоров без каких-либо судебных процедур. В период с 1937 по 1938 тройки НКВД обрели в обществе свое нарицательное значение как высшая форма государственного произвола, конвейерный способ уничтожения сотен тысяч советских людей.
Лик на иконе
20 августа 2000 года он был канонизирован в лике Святого. Фотографий Отца Анатолия нет ни в одном архиве. Есть только приметы: среднего роста, правильного телосложения, волосы светло-русые, глаза серые, нос большой. Особая примета – куриная грудь (врожденная или приобретенная вследствие рахита или туберкулеза деформация грудной клетки). По этим приметам, да подобно ликам на других образах Иконописцы Кемеровской епархии написали икону Святого Анатолия, которая хранится в храме Святителя Николая Чудотворца в Старобачатах. Отец Анатолий Левицкий к моменту ареста был в чине Благочинного, иначе говоря «старшего в приходе». А храм святителя Николая Чудотворца являлся центром духовной жизни Бачатской волости. Скорее всего, в нем и служил Отец Анатолий.
Post a Comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.