Храм Христа Спасителя
Как ГУМ демоснтрирует отношение власти к купцам и торговле, так Храм Христа Спасителя – иллюстрация по взаимодействию государства и церкви и этот выпуск фактически продолжение или если хотите дополнение к предыдущему. Храм тоже натерпелся… и построили-то его в чертовом месте, и первый архитектор посадили за растраты, настоятельница раньше стоявшего здесь монастыря вообще прокляла само место, большевики храм взорвали, коммунисты превратили в бассейн, а в 90-х отстроили всем миром на народные деньги.
Видео-версия этой истории на ютуб-канале автора
Какой храм сейчас
Храм Христа Спасителя, или Храм Рождества Христова, — кафедральный, то есть самый главный собор Русской православной церкви. Существующее здание построено в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, взорванного в 1931 году.
Не буду подробно рассказывать про приделы, купола и реликвии, я же все-таки про историю, а не про архитектуру и религию. Скажу лишь о некоторых привлекших мое внимание деталях:
- На 2018 год храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. Его общая высота достигает 103 м, что на 1,5 м выше, чем у Исаакиевского собора, высота внутреннего пространства — 79 м, толщина стен — около 3,2 м.
Размер главного креста — 8,5 м, других крестов — 6,5 м.
В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. - Храм своего рода могила неизвестного солдата Первой Отечественной. Той, что с Наполеоном. На стенах Нижнего коридора на мраморных досках размещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя». Младшие чины примерным количеством: например, «пало 1500 младших чинов».
- Еще один факт – именно здесь недолюбленные феминистки из панк-рок-группы Pussy Riot совершили свой громкий «панк-молебен». Чуть позже я вернусь к этому, прошу прощения, концерту.
- При реставрации не было возможности воссоздать статуи в мраморе, и их сделали бронзовыми. Чем вызвали недовольство некоторых искусствоведов: мол, не органично вписалось. Я видео на ютуб-канале я показываю, как это выглядит, а вы уж сами судите органично или нет.
А сейчас предлагаю отмотать назад лет так 700.
Из Козьего болота, кое сегодня известно как Патриаршие пруды или Патрики, и где собираются все московские модницы с расчетом встретить «прынца» на новенькой Tesla, вытекает бурный ручей, и пробивает себе дорогу к Москва-реке. Русло его словно сам черт вырыл, такое оно замысловатое. Так его и прозвали – Черторый, а округу– Черторье, а чуть позже для удобства переименовали в Чертолье. Тут вопрос: «А что первично? Название местности стало притягивать всякие неприятности, или по странным событиям и название дали?»
Кто ж теперь разберет.
Но место возвышенное. А то, что мы видим каждый день, что выше нас физически, определяет наши цели и устремления. И построенная на пригорке любого села церковь определяла «настроение на районе». Вот и Чертолье решили «полечить» и церковь поставить. Трижды ставили – трижды сгорали церкви дотла, вместе со всей остальной деревянной Москвой.
Однако четвертый по счету вариант Алексеевской обители уцелел даже при пожаре во время прихода Наполеона. Собор состоял из двух равнозначных храмов. И этот монастырь задал если можно так сказать моду на двушатровые храмы.
Сейчас оставим монастырь в Чертолье, и перейдем к празднованию победы над Наполеоном.
Практически сразу же император Александр I решил построить храм. Была на Руси такая давняя традиции строить храмы в честь побед в больших войнах.
Провели аж международный конкурс с участием 38 архитекторов. Победил проект 28-летнего художника и масона Карла Витберга, шведа по происхождению. Но ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие и стал Александром Лаврентьевичем.
Закладка храма во имя Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Витберга состоялась 12 октября 1817 года на Воробьёвых горах. Именно на этом видном месте решили строить своеобразный памятник победе.
На открытие пришло около 400 000 москвичей (то есть почти все жители столицы в ту пору). Для строительства были собраны 20 000 подмосковных крепостных.
Но уже через 8 лет в 1825 году работы были остановлены, потому что почва для такой махины были жидковата. Создали комиссию, чтобы оценить состояние грунта и возможность продолжения стройки. К тому же, и император уже сменился — на трон взошел Николай I, младший брат Александра.
Из документов Комиссии по строительству храма следует, что
«На избранном месте строить столь огромного здания нельзя, потому что части Храма и его фундамента углублялись бы ниже крепкого и глинистого слоя <…> Если же, несмотря на величайшие затруднения, всё-таки нужно строить Храм на предполагаемом месте, то, чтобы преодолеть эти затруднения, потребуются издержки, превышающие возможность, так как нужно прорыться сквозь все песчаные слои, простирающиеся до неопределённой глубины, чтобы дойти до крепкого материка не могущего осаждаться».
Всего на стройку было израсходовано порядка 16 миллионов рублей. Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Процесс длился восемь лет. В итоге «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесённые казне» причастных к делу оштрафовали на миллион рублей. Самого Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество конфисковали. Среди историков существует мнение, что Витберг был виновен не в растратах, а лишь в неосмотрительности и доверчивости. Проще говоря, наивный шведский парень не встроился в российскую чиновничью систему и прополоротил жулье, которое растащило казенные деньги.
После такого фиаско новый конкурс проводить не стали, просто назначили автором нового проекта своего, проверенного архитектора — Константина Тона.
И вот через 27 лет после победы, 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка собора, но уже в более подходящем месте – в Чертолье, рядом с Кремлем. Неудобство в виде уже стоявшего там Алексеевского монастыря перенесли на Верхнюю Красносельскую улицу. А все его постройки, в том числе и уникальный двушатровый храм, были разрушены. Сплетничали (вы же знаете как я люблю пересказывать слухи), что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.
Строительство было завершено за 21 год, еще 23 года создавался интерьер и внутреннее убранство. И вот 26 мая 1883 года многострадальный храм был освящён.
Через 34 года случилась революция и место очень понравилось новой власти, там надо было край построить что-то свое, что символизировало бы победу коммунизма. Но поначалу было не до того — декреты, законы, Гражданская война…
Для начала большевики просто прекратили финансирование церквей. Прихожане не отчаялись и в ответ просто скинулись. На эти деньги было проведено электрическое освещение, организованы церковный хор, читальня, сделан какой-то ремонт.
Но большевики не отступились и назначили «свое» правление. Прихожане бунтанули и «обновленцев» выгнали. И вот тут ребята в кожаных куртках определились: церковь — это, как говорил Ося Бендер, «конкурирующая фирма». Мы тут новую веру в коммунизм придумали, Ленин вот у нас нетленный в мавзолее, а они все в храм шастают поклоны бить, да еще и начальство церковное на сотрудничество не идет и контрреволюционные идеи в массы толкает. Надо убрать!
Начали разбирать храм вручную – не поддается! Полгода мучались. Решили взорвать. И в декабре 1931 года москвичи со слезами на глазах наблюдали как обложенный динамитом храм после страшных взрывов оседает в огромном облаке пыли. После первого взрыва упали купола и верхние ярусы, остов устоял. Второй снес остов. Обломки разбирали полтора года, мрамор пустили на облицовку строящегося здания Совета труда и обороны (сейчас там заседает Государственная дума) и на облицовку Сокольнической (красной) ветки метро.
Место освобождали для нового светоча всему миру – Дворца Советов. Невероятно грандиозный и пафосный проект – чем-то похож на седьмое чудо света – Александрийский маяк. Новый Дворец должен был светить другим народам идеями Ленина и быть восьмым чудом света. Видимо какая-то такая задумка была. Проект активно пиарили, как сейчас это называется: художники уже писали его на картинах, даже выпустили почтовые марки.
Проект Дворца Советов
Александрийский маяк
Сопоставление размеров Храма Христа Спасителя и Дворца Советов
И в 1935 была начата еще одна стройка века. За четыре года выкопали огромный котлован, залили фундамент, на который уложили 280 стальных плит – на них должны были опираться колонны здания. Но тут Гитлер, будь он не ладен. Проект отложили. Из металло-конструкций делали противотанковые ежи, а плиты пошли на нужды армии.
После войны тоже было не до пафоса – страна разрушена до самой Москвы, нужно было восстанавливать. Но при этом 7 высоток, которые задумывались как единый ансамбль с Дворцом, все-таки построили.
После смерти Сталина проект окончательно закрыли, и под стенами Кремля вместо светоча коммунизма стояла огромная бетонная яма, заполненная сточными водами и мусором. И всего через 35 лет и сам коммунизм…ну вы поняли. Очень символично.
И вот Хрущев, объявивший новый курс, приглашает в Москву американского президента Дуйата Эйзенхауэра (который, кстати, так и не приехал). А тут такой позор у ворот Кремля… Никита Сергеевич придумывает по-бырому соорудить там что-то приличное, например открытый бассейн. На любые другие задумки времени уже нет.
В 1960 году открывается круглый бассейн «Москва» диаметром 130 метров. Народ по этому поводу высказался поговоркой: «Сначала был храм, потом хлам, а теперь — срам».
Но дети были в восторге.
В апреле 1988, еще при СССР, в Москве сформировалась инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Одна из движущих идей – покаяние за разрушение веры и святынь, восстановление духовных скреп. Как раз пришлось на 1000-летие крещения Руси. Начался сбор средств и работы по проектированию и строительству.
Не буду рассказывать о всех хождениях по мукам и инстанциям. Скажу только одно – храм полностью построен на народные деньги. В тяжелые 90-е годы скидывались все: от бабушек до новых русских; деньги шли даже от зарубежных компаний. Государству скидываться было просто нечем, но оно дало налоговые льготы для меценатов.
Кроме всех прочих сложностей, выяснилось, что в советский период многие навыки иконописи были утрачены. Для подготовки художников к работам над росписью храма специально было открыто отделение церковно-исторической живописи при Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Архитекторы и художники очень дотошно воссоздавали внешний облик и внутренне убранство храмы, изучая старые фотографии, благо их было достаточно.
И вот в 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя был открыт для посещения.
По мне так опять сплошной символизм – в начало нового тысячелетия Россия входит покаявшейся и восстановившей память о воинах-защитниках, о своей истории, вере и вообще о себе самой, как о православном государстве.
Не знаю так совпало ли, или продумано было людьми знакомыми с какими-то духовными практиками, но вечером того же дня мы услышали потрясающее «Я устал. Я ухожу».
(На самом деле фраза была немного другая, а полное «выступление» — здесь:
На этом можно было бы и закончить, но остался еще один мелкий эпизод чертовщины. Как я уже говорила, 21 февраля 2012 года совершили свой громкий «панк-молебен» Pussy Riot. Pussy на английском это ласковое название женского полового органа, а Riot дословно переводится как бунт. Вот эти дамочки устроили перфоманс у алтаря – исполнили молебен «Богородица, Путина прогони!».
Сегодня 2024 год и можно сказать, что вымолить они смогли себе только по два года колонии общего режима. Не ту площадку выбрали девки, и не с той целевой аудиторией. Бес попутал, как говорят верующие.
Дабы черти больше никого не искушали, 22 апреля 2012 года в храме и на прилегающей территории был проведён молебен в защиту веры. В молебне приняли участие, по оценке московской полиции, около 65 тысяч человек.
Насколько я знаю, после этого скандальных, и вообще каких-либо из ряда вон происшествий внутри и вблизи Храма не было.
На этом точно все.
Вернуться в Москву
Post a Comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.